Каждый день миллионы детей идут в школу, не задумываясь о том, что их право сидеть за партой, получать знания и развивать таланты тщательно защищено законом. За этим простым, на первый взгляд, действием стоит сложная и разветвленная система правовых норм. Знание этих норм — мощный инструмент для родителей, позволяющий отстаивать интересы своего ребенка, и обязательный ориентир для педагогов и управленцев в сфере образования. В этой статье мы разберем, какие именно нормативные правовые акты (НПА) регулируют образовательный процесс и как они работают на практике.

В общем виде структура нормативно-правовых актов выглядит так:

1) Международные документы
2) Конституция Российской Федерации (1993 г.)
3) Федеральные законы
Что регламентируют международные документы?
Российская Федерация, как государство-правопреемник СССР, является участником многих международных договоров, и они составляют основу для ее национального законодательства (включая Федеральный закон "Об образовании в РФ" и Конституцию).

1) Конвенция о правах ребенка (ратифицирована СССР в 1990 году)

Статья 28. Право на образование
1) Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
  • Вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
  • Поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его Доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
  • Обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
  • Обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
  • Принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
2) Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

  • ➡️ Что это значит для российского школьника:
  • Право на бесплатное начальное и основное общее образование (9 классов).
  • Государство должно создавать возможности для получения бесплатного среднего общего (10-11 классы) и профессионального образования (колледжи, техникумы).
  • Школа не может применять унижающие достоинство методы наказания.
Статья 29. Цели образования
1) Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
  • Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • Воспитание уважения к правам человека и основным свободам...
  • Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • Подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами...
  • Воспитание уважения к окружающей природе.
➡️ Что это значит для российского школьника:
Образование не должно сводиться только к зубрежке. Оно должно развивать личность, критическое мышление, творческие и физические способности.
  • В школе должны прививать уважение к правам человека, культуре России и других народов

2) Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

Хотя Декларация не является напрямую обязательным договором, ее нормы стали основой международного права и российской Конституции.


Статья 26
  1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть доступным для всех на основе способностей каждого.
  2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.
  3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
➡️ Что это значит для российского школьника:
  • Подтверждает право на бесплатное и общедоступное образование.
  • Закрепляет право родителей выбирать школу, форму обучения (например, семейное образование) и т.д.

3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ратифицирован СССР в 1973 г.)

Статья 13
  1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование...
  2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права:
  • Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
  • Среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
  • Высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования.

➡️ Что это значит для российского школьника:
  • Это прямое юридическое основание для бесплатности начальной и основной школы в России.
  • Государство обязано стремиться к тому, чтобы сделать бесплатным и среднее общее, и высшее образование (что отражено в Российском законе: 10-11 классы и первое высшее на конкурсной основе также бесплатны).
  • Закрепляет право на альтернативное образование (частные школы, семейная форма).
Что говорит Конституция Российской Федерации?
Ключевые федеральные законы, регулирующие права российских школьников
Это основной закон, который детализирует конституционные гарантии и регулирует всю систему образования.
Перейти
Product 2
Information architecture is the art and science of structuring and organizing information
Read more
Product 3
It is a form of solution-based thinking with the intent of producing a constructive future result
Read article